ФОРМУЛА АБСОЛЮТНОГО ПРЕВОСХОДСТВА

Фоторепортажи. Роскошные вещи

Тайны восточных ковров

…Согласно одной из восточных легенд о сотворении мира, когда-то давным-давно во Вселенной возникли семь небес и зажглись светила, а затем под ними прекрасным ковром расстелилась земля, для прочности придавленная горами. Говорят, что именно с тех самых пор ни один дом на Востоке не обходится без ковра.

Если вы бывали в восточных домах, то могли заметить, что мебели и других предметов интерьера, привычных нам, европейцам, там практически нет, но в устланном коврами жилище тем не менее чувствуется особенный уют и тепло. Куда бы ни занесла вас жажда путешествий – в Иран или Индию, Турцию или Туркменистан, Пакистан или Китай –  вы везде увидите особое уважительное отношение к ковроткачеству.

 

Узелки истории

Согласно летописям, один из самых знаменитых восточных ковров создали персидские мастера в 525-530 гг. до н.э. Это был так называемый «Весенний ковер», сотканный специально для тронного зала шаха Хосрова I в честь победы персов над римлянами и завоевания аравийского полуострова. Судя по дошедшим до нас описаниям арабского историка, ковер был поистине необыкновенной красоты:  «По краям были изображены прекрасные цветы, вытканные голубыми, красными, желтыми нитями и самоцветами, нити из золота изображали землю, течение вод было передано прозрачными драгоценными камнями. Из самоцветов были в этом саду плоды на деревьях, а сами деревья были вытканы шелком». Если верить преданиям, те, кто видел ковер, замирали в немом восторге.

Красивая история. А ведь на самом деле история ковров начиналась прозаично. Большинство историков сходятся во мнении, что изобретателями ковра были кочевники Центральной Азии, для которых он являлся незаменимым атрибутом кочевой жизни, защищая от холода и дождей, выполняя роль входной двери в шатер, теплого пола и стен в жилище. И лишь в богатых шатрах можно было увидеть целые стопки и штабеля ковров – они демонстрировали достаток и высокое положение хозяина.  Так постепенно статус ковра начал меняться: из обычного и удобного предмета обихода он стал превращаться в символ богатства и власти.

Постепенно начало совершенствоваться и искусство создания ковров – возник узелковый способ плетения (в тканую основу вплетаются узелки), используемый и по сей день. Первый же сохранившийся до наших дней восточный узелковый ковер был создан 2400-2500 лет назад в эпоху великой персидской династии Ахменидов. А обнаружили его в 1949 году советские археологи при раскопках захоронений древних кочевников в алтайской долине Пазырык. Благодаря вечной мерзлоте содержимое усыпальниц отлично сохранилось. В числе находок там оказался и уникальный ковер, «привозной, вероятно, иранской работы», как указано о нем в одной из научных статей. Размер ковра – 1,9х2 м, на нем изображены всадники, олени, кони, и – самое главное – он создан узелковым способом и плотность его составляет 360 000 узелков на квадратный метр. Сейчас пазырыкский ковер можно увидеть в коллекции петербургского Эрмитажа.

 

Немного о внутреннем мире

Интересно, что уважительное восточное отношение к ковру переняли – хоть и в меньшей степени – европейцы. Ведь согласитесь, ковер – это одна из немногих вещей, которая обычно покупается «на всю жизнь». Так, американский дизайнер Линда Брукстаут утверждает, что можно поменять мебель, посуду и даже дом, но любимый ковер, скорее всего, останется с вами навсегда. А еще, считает она, «ковер может многое рассказать о своем владельце: присмотритесь к коврам в доме вашего делового партнера или любимой женщины и вы лучше поймете, с кем имеете дело!»…

Может в этом и кроется секрет создания ковров ручной работы? Недаром восточные мастера преследуют цель не просто создать красивый ковер, они  наделяют свои творения глубоким внутренним миром. И достигают этого различными, одним им ведомыми путями. Нам же остается лишь приоткрыть завесу их тайн.

 

Что скрывает рисунок?

Понаблюдайте как-нибудь на досуге, что таит в себе рисунок на восточных коврах. В дизайне ковров обычно можно увидеть мотивы, взятые из Корана. Чаще всего в основе рисунка – молитвенная арка, символизирующая дверь на пути к Богу. Арки чаще всего имеют в верхней части заостренный угол, или же представляют своего рода многоугольники. Еще один важный элемент – древо жизни, которое обычно используется в оформление ковров, созданных в иранских городах Кум, Исфахан и Тебриз.

Один из самых распространенных элементов оформления – медальон. Его часто можно увидеть в персидских и индийских коврах. Центральная часть медальона символизирует глаз всевидящего Бога. Принято считать, что этот дизайн произошел от изображения цветка лотуса, который всегда считался на Востоке священным – корнями он уходит в мерзкую грязь, но цветы его, несмотря ни на что, тянутся к небесам.

Нередко в сюжетах ковров обыгрываются темы времен года и охоты. Ручной ковер, изображающий времена года, обычно разделен на четыре равные части, каждая из которых представляет собой один сезон. Обычно на них размещают изображения крестьян или пастухов. Тема охоты чаще всего встречается в коврах, созданных в Куме и Исфахане. Главными героями здесь, конечно, являются охотники на лошадях, сопровождаемые прирученными леопардами или охотничьими собаками, которые пронзают своими копьями диких животных.

 

Топчи, не жалея!

Не последнюю роль в создании ковров играет и выбор материала. Чаще всего для производства ковров используется овечья шерсть. Тут очень важно не только выбрать подходящую пряжу, но и обработать ее – ведь от качества шерстяной нити зависит мягкость, прочность ковра, степень яркости цветовых оттенков.

Да и овечья шерсть бывает разной. Лучшую шерсть дает молодняк в возрасте от восьми до двенадцати месяцев. Даже рацион и среда обитания животных влияет на качество шерсти.

 Не менее ценны и ковры, которые ткутся из шелка, добываемого из кокона шелковичного червя. Шелк отличается более высокой прочностью, что позволяет получать тончайшие нити, необходимые для изготовления ковров с насыщенным и сложным орнаментом. Шелковые восточные ковры с возрастом не изнашиваются, а только приобретают благородство. На Востоке рекомендуют топтать ковер несколько десятилетий, чтобы ворс разбился на волокна и стал легким и пушистым. Раньше готовый ковер вообще бросали на базарной площади, где по нему ходили люди и топтались верблюды, затем ковер мыли и сушили, после этого он становился пушистым и мягким.

 

…Все, о чем мы рассказали, – лишь малая часть секретов мастерства восточных ткачей. Традиции производства ковров они передают из поколения в поколение. Недаром, по сей день исследователи не могут прийти к единому мнению: к чему отнести ковры ручной работы – к предметам быта или к предметам роскоши?  Наверное, все-таки самое лучшее название для восточных ковров – «произведение искусства». Ведь при правильном уходе ковер ручной работы будет радовать вас своим видом бесконечно долго и с годами становиться только лучше.

Материал любезно предоставлен компанией: бутик ковров «АртКовер»